18. принцип мирного сосуществования

Резолюцией 72/130 от 8 декабря 2017 года Генеральная Ассамблея ООН установила 16 мая Международным днем мирного сосуществования (International Day of Living Together in Peace) с целью постоянного содействия усилиям международного сообщества в поощрении. Концепция «мирного сосуществования» казалась пропагандистским приемом, дипломатической хитростью, за которыми, как утверждали на Западе, крылись расчеты Москвы обеспечить теоретическое прикрытие «тайным планам коммунистической экспансии».

Правила мирного сосуществования

Господствовавшая идеология постулировала, что «мирное сосуществование двух противоположных общественно-экономических систем является специфической формой классовой борьбы». Политика "мирного сосуществования" появилась на Генуэзской конференции когда представитель Советской России Чичерин 10 апреля 1922 г. выдвинул принцип мирного сосуществования и экономического сотрудничества стран с различным общественным строем. Политика мирного сосуществования представляет собой стратегический подход, основанный на миролюбивых принципах и направленный на достижение стабильного и гармоничного сосуществования различных государств и общностей в мире. принцип межгосударственных отношений, исключающий войну как средство решения спорных политических вопросов. Политика мирного сосуществования представляет собой стратегический подход, основанный на миролюбивых принципах и направленный на достижение стабильного и гармоничного сосуществования различных государств и общностей в мире.

Забытая концепция мирного сосуществования двух систем

характеристики. Формулирование концепции мирного сосуществования началось с советских рядов. Ее лидеры пришли к выводу, что какое-то время сосуществование коммунистических и капиталистических стран было неизбежным. Мирное сосуществование служит основой мирного соревнования между социализмом и капитализмом в международном масштабе и является специфической формой классовой борьбы между ними. Таким образом, принцип мирного сосуществования был официально провозглашён с трибуны первой широкой послевоенной международной конференции, в которой участвовали ведущие страны мира[7].

Что такое политика мирного сосуществования в истории

Лучше высказываться, когда тебя об этом попросят. Не стоит держаться особняком. Это может вызвать недоверие и подозрительность. Но, рассказывая о себе, не стоит будить в окружающих зависть. Больше расспрашивайте собеседника сами и разговаривайте о том, что его интересует. Есть темы, которые вообще не стоит обсуждать — это моральный и внешний облик коллег, внешность начальника, кадровая политика фирмы.

Когда обсуждаются какие-то проблемы не стоит переходить на личности, например, «ты бестолков» или «ты некомпетентен», это может спровоцировать конфликт. Не позволяйте втягивать себя в интриги, если между коллегами ссора — не вмешивайтесь в конфликт, не реагируйте агрессивно на провокации и злорадство несдержанных коллег. При оказании помощи не допускайте, чтобы вам садились на шею.

После конфликта между Китаем и Индией из за Тибета, начавшегося в 1949 году, отношения были нормализованы в 1954 году подписанием индийско… … Википедия Бандунгская конференция — Бандунгская конференция конференция 29 стран Азии и Африки, прошедшая в Бандунге Индонезия 18 24 апреля 1955 года. Мьянма Бама , Пьидаунзу мьянманайнган , гос во в Юго Вост. Азии, занимающее сев.

Политика «мирного сосуществования» Авторы Истории КПСС пытаются убедить читателя в том, будто бы политика «мирного сосуществования», о которой говорит Хрущев, следует взглядам Ленина. Это не соответствует действительности.

Ленину эта идея была чужда. Еще перед революцией, в январе 1917 г. Ленин, Сочинения, т. Но для того, чтобы кончить эту войну, тесно связанную с нынешним капиталистическим строем, ясно всем, что для этого необходимо побороть самый капитал» В.

Принцип суверенного равенства государств включает в себя: уважение -суверенитета всех государств и их равноправие в международных отношениях. Эти составляющие объединены в одно целое в п. Неразрывная связь двух элементов этого принципа обусловлена также тем, что суверенитет может существовать только в условиях равноправия. Позднее указанный принцип получил свое толкование и дальнейшее развитие в Декларации о принципах международного права 1970 г. Основное назначение указанного принципа - обеспечение равного участия всех государств в международных отношениях, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Согласно Декларации 1970 г. Государства - участники СБСЕ в Декларации принципов, которыми они будут руководствоваться во взаимных отношениях, являющейся неотъемлемой частью Хельсинкского Заключительного акта 1975 г. Они согласились также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила. В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они должны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет. Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях. В течение XX в. Если до Первой мировой войны война считалась законным методом осуществления власти государства, то после нее были предприняты попытки ограничить право на войну. Статут Лиги Наций запретил членам Лиги обращаться к войне в течение трехмесячного срока после провала переговоров по нахождению мирного решения спора. Статут предусматривал также возможность применения санкций в отношении тех членов Лиги, которые вступили бы в войну в нарушение его постановлений. Так, в 1939 г. Советский Союз был исключен из Лиги Наций за необоснованное применение вооруженной силы против Финляндии. Начальный этап становления указанного принципа обычно связывают с принятием на Гаагских конференциях мира Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. Особое значение в процессе формирования принципа неприменения силы имел Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики Пакт Бриана - Кел- лога 1928 г. В нем осуждалось обращение к войне для урегулирования всех разногласий. Участники Договора отказывались от таковой в своих взаимных отношениях в качестве инструмента национальной политики ст. Война, согласно этому документу, допустима лишь как орудие интернациональной политики, то есть в общих интересах государств. Но эффективность Парижского договора была поставлена под сомнение событиями, приведшими ко Второй мировой войне. Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 г. Пункт 4 ст. Использование в Уставе термина «сила» значительно шире, чем «война». То есть запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие. Положения п. Декларация о принципах международного права 1970 г. Агрессивные войны. Угроза силой или применение силы с целью нарушения существующих международных границ другого государства включая демаркационные линии или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных. Репрессалии с использованием силы. Использование силы с целью лишить народы их права на самоопределение и независимость. Организация, поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Организация, подстрекательство, помощь или участие во внутреннем конфликте или террористических актах на территории другого государства. Вторжение или нападение на территорию другого государства или любая военная оккупация, даже временная, являющаяся результатом такого вторжения или нападения или любая аннексия с применением силы против территории другого государства или части ее.

4. Политика «мирного сосуществования»

В-третьих, благодаря пяти принципам мирного сосуществования Китаю удалось создать очень позитивным образ на международной арене, что позволяет ему еще глубже интегрироваться в общемировое пространство. идеологическая концепция, согласно которой, хотя между странами капиталистического и социалистического лагеря существуют классовые противоречия, они не должны решаться военной силой. идеологическая концепция, согласно которой, хотя между странами капиталистического и социалистического лагеря существуют классовые противоречия, они не должны решаться военной силой.

Что значит мирное сосуществование

Например, одно время такой политики придерживались СССР и США. Она предполагает отказ от решения вопросов посредством силовых методов и перевод таких отношений в мирное русло путем переговорного процесса. характеристики. Формулирование концепции мирного сосуществования началось с советских рядов. Ее лидеры пришли к выводу, что какое-то время сосуществование коммунистических и капиталистических стран было неизбежным. Хрущёв также говорит: «Ленинский принцип мирного сосуществования государств с различным социально-экономическим и политическим устройством означает не просто отсутствие войны, не состояние временного неустойчивого перемирия. Международный день мирного сосуществования. Геннадий Гасилов: литературный дневник. Советская и российская дипломатия XX века. В послевоенные годы дипломатия СССР продолжила в основе своей опираться на принцип мирного сосуществования сосуществования с капиталистическими странами. 1945 – начало XXI века / Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия.

Преемственность и противоборство

  • § 12. Принцип мирного сосуществования
  • Внешнеполитическая программа «мирного сосуществования»
  • Содержание
  • Политика мирного сосуществования 🤓 [Есть ответ]
  • Политика мирного сосуществования
  • Преемственность и противоборство

Принцип мирного сосуществования какие страны

В-третьих, «мирное сосуществование» не отменяло марксистско-ленинской догмы о «неизбежности гибели капитализма» и грядущем «торжестве коммунизма во всемирном масштабе». Советская платформа разрешала противоречие между идеей мирного сотрудничества с «империализмом» и тезисом о его «исторической обреченности» на гибель через постулат о непрерывном «обострении внутренних противоречий» капиталистических обществ, их «органических пороках». Капитализм как строй и «мир капитализма» как сектор международных отношений должны были исчезнуть, согласно советской коммунистической теории, в силу естественного саморазрушения, причиной которого должны были стать присущие «капиталистической системе» внутренние классовые противоречия между пролетарскими массами и господствующими элитами. Задача Советского Союза в этом смысле состояла не в вооруженной борьбе с противостоящим общественно-политическим строем, а в мирном экономическом соревновании с ним, демонстрации преимущество советского образа жизни, множественных социальных льгот и преимуществ, которыми на самом деле пользовалось население социалистических стран. Отсюда возникло словосочетание «конкурентное сосуществование» competitive coexistence , которое принято в западной литературе для обозначения внешней политики СССР в 50-х годах. Прежде всего, был сформулирован тезис о том, что содержание современного исторического процесса в 50-60-х годах стало определяться переходом большинства стран и народов мира от капитализма и докапиталистических форм уклада непосредственно к социализму. Этот постулат основывался на факте быстрого увеличения численности новых независимых государств в Азии и Африке. Поскольку многие из этих стран пришли к независимости через национально-освободительные революции и перевороты, они были сочтены в СССР «потенциально социалистическими». Кроме того, в советских партийных документах был развит тезис о «трех революционных силах» современности. К таковым были причислены: мировая система социализма, национально-освободительное движение народов бывших колониальных и зависимых стран, рабочее и коммунистическое движение развитых капиталистических государств.

Мирное сосуществование - необходимое условие верховенства права, эффективности международного правопорядка. Вместе с тем без уважения международного права не может быть мирного сосуществования. Следовательно, принцип мирного сосуществования воплощает главную идею международного права - идею мира и сотрудничества между государствами, несмотря на существующие между ними различия. Эта идея определяет главное содержание основных принципов международного права. Она воплощена во многих международно-правовых актах. Устав ООН представляет собой хартию мирного сосуществования. Однако само выражение в дипломатической практике используется все реже, в основном в двусторонних актах с участием КНР.

С характерным для этой категории историков легким отношением к фактам Белов возлагает ответственность за изобретенную им же самим невозможность сосуществования на советских руководителей и их убеждения. Белов делает вид, что ему не известны ни официальные заявления Коммунистической партии и Советского правительства, ни соответствующие миролюбивые акции СССР. Он пытается доказать, что Советское правительство намеревалось стать хозяином всего мира, организовав в других странах революцию, и располагало даже "инструментом для реализации этих надежд" в виде Коминтерна69. Ссылки на Коминтерн в этом аспекте характерны для многих буржуазных авторов типа Белова. Поскольку эти господа не располагают никакими фактами, которыми они могли бы обосновать свой фальшивый тезис, будто СССР стремится при помощи мировой революции завоевать весь земной шар, они совершают заведомый подлог, превращая международную организацию коммунистического движения - Коммунистический Интернационал, куда входила Коммунистическая партия СССР, а не Советское правительство, на равных с компартиями других стран правах, в "инструмент" Советского правительства. Английская лейбористская партия на протяжении ряда десятилетий была ведущей партией II Интернационала, однако никому не приходит в голову объявить, что, например, в 1924 или 1929 - 1931 гг. II Интернационал являлся орудием английского правительства, состоявшего в те годы из лейбористов. До этого Белов не додумался. А вот к Советскому правительству у него, да и не у него одного, подход иной. На этот счет советская газета "Известия" писала в 1929 г. Хрущев, отвечая тем, кто клеветнически обвиняет зарубежные компартии в том, что они "созданы Москвой", говорил в январе 1959 г. В коммунистическом движении, как и в социалистическом лагере, существовало и существует полное равноправие и самостоятельность всех коммунистических и рабочих партий и социалистических стран. Коммунистическая партия Советского Союза в действительности не руководит никакими партиями, Советский Союз не руководит другими странами... Все коммунистические и рабочие партии равны и самостоятельны... Коммунистические партии в борьбе за интересы рабочего класса, за социализм сочетают всеобщие истины марксизма-ленинизма с конкретными 67 "Известия", 8 мая 1947 года. Только компартия, выросшая в конкретных условиях определенной страны и созданная рабочим классом именно этой страны, в состоянии повести свой народ на социалистическую революцию, на борьбу за социализм. Это такая же истина, как и то, что коммунисты в других странах появились задолго до установления Советской власти в России. Один из руководителей компартии США, Ю. Деннис, заявил в 1947 г. Наши первые социалисты, предшественники нынешней Американской компартии, выступали вместе с Линкольном против восстания рабовладельцев. В их преданности Линкольн не сомневался. Он сделал коммуниста Иосифа Вейдемейера полковником армии Севера"72. Белов и его единомышленники в своих ссылках на Коминтерн не оригинальны. Их идейные предшественники в свое время адресовали подобные обвинения I Интернационалу. По этому поводу К. Маркс писал: "Буржуазный рассудок, пропитанный полицейщиной, разумеется, представляет себе Международное Товарищество Рабочих в виде какого-то тайного заговорщического общества, центральное правление которого время от времени назначает восстания в разных странах. На самом же деле наше Товарищество есть лишь международный союз, объединяющий передовых рабочих разных стран... Где бы ни проявлялась классовая борьба... Та почва, на которой вырастает это Товарищество, есть само современное общество"73. Кеннан использует борьбу нашей партии против последствий культа для того, чтобы выдвинуть несуразную идею о том, что если при В. Ленине внешняя политика СССР была политикой партии, то после она "стала политикой одного человека"74. Это-искажение не только и не столько внешней политики, сколько вообще социалистических порядков в СССР и роли Коммунистической партии в государстве. Кеннан утверждает, будто в 1927 г. Советский Союз "отказался от активной внешней политики" и последующий пятилетний период был "периодом изоляционизма в советской внешней политике"75. Это неблаговидная попытка переложить на СССР ответственность за действия империалистических правительств, старавшихся в то время изолировать СССР и организовать против него войну. Такой же клеветой на Советское государство звучат навязчивые и бездоказательные утверждения Кеннана о том, что Советское правительство рассматривало отношения с капиталистическим миром с "цинизмом, скептицизмом и злым презрением"76. Позиция Белова, Кеннана и их единомышленников не находит поддержки у многих буржуазных историков. Шуман, например, считает, что в 20-х годах СССР придерживался политики мира и мирного сосуществования77. Это мнение разделяет и другой американский автор, У. Кульский78 , а также и Д. Ренувен пишет, что советские руководители в те годы считали сосуществование возможным80. Маркс и Ф. Избранные произведения. Peaceful Coexistence. An Analisis of Soviet Foreign Policv. Своеобразие этого этапа состоит в том, что он означал окончание периода мирного сожительства между Советским Союзом и частью капиталистического мира и был заполнен гигантской военной борьбой между социализмом в лице СССР и капитализмом в лице блока фашистских государств. В отношениях между СССР и этими государствами принцип мирного сосуществования не осуществлялся не по вине Советского Союза. Произошло то, что еще в 1919 г. Будущее, - говорил он тогда, - почти наверное нам принесет не раз еще попытки Антанты повторить свое вмешательство, и, может быть, появится снова прежний разбойничий союз международных и русских капиталистов для восстановления власти помещиков и капиталистов, для свержения Советской власти в России, одним словом, преследующий ту же цель - затушить тот очаг всемирного социалистического пожара, которым сделалась Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика"81. Нападение Германии и ее сателлитов на СССР означало, что противоречие между капитализмом и социализмом достигло крайнего обострения. Одновременно в огромной степени обострилось и противоречие между империалистическими державами, в результате чего война между ними началась даже несколько раньше, чем вступил во вторую мировую войну Советский Союз. В результате этой специфики развития международных отношений в рассматриваемый период СССР, ведя борьбу против фашистских стран, в то же время смог не только сохранить с большей частью капиталистического мира отношения, основывающиеся на принципе мирного сосуществования, но и значительно углубить и расширить эти отношения. В этом заключается особенность действия принципа мирного сосуществования на этапе второй мировой войны. Отношения на основе принципа сосуществования строились Советским Союзом в рамках антифашистской коалиции государств, создание которой было подготовлено внешнеполитической деятельностью СССР накануне войны. Если в 1918 г. В свое время В. Ленин писал, что если в 1918 г. Такая ситуация сложилась в 1941 г. Ведущие партнеры СССР по коалиции - США и Англия - пошли на сотрудничество с социалистическим государством вынужденно, под давлением сильной угрозы, которую представлял для них блок фашистских стран. Английский историк Н. Фрэнкланд писал в 1959 г. Даже Кеннан признает, что "не было решительно никаких перспектив на победу над Германией без помощи России"84. Советский Союз осуществлял с участниками антифашистской коалиции широкое политическое сотрудничество как в области мер по обеспечению победы над общим врагом, так и в области подготовки будущего послевоенного мирного урегулирования. Экономические и торговые связи значительно расширились по сравнению с довоенным периодом и приняли специфический характер. Советский Союз получал и поставлял своим союзникам различные товары на особых условиях - по "ленд-лизу". Научно-техническое сотрудничество поддерживалось, но осуществлялось с учетом прежде всего военных нужд. Имели место и культурные связи, развитие которых, естественно, ограничивалось условиями военного времени. Таким образом, взаимоотношения между СССР и другими членами антифашистской коалиции включали все основные виды сотрудничества, диктуемые принципом мирного сосуществования. Однако важнейшей особенностью этого этапа было то, что сосуществование в этот период расширилось до военного сотрудничества между СССР и рядом буржуазных стран. Военное сотрудничество выражалось в том, что СССР, получал от своих союзников вооружение; имело место согласование хотя и в весьма общих чертах военных планов СССР, США и Англии; участники коалиции оказывали друг другу прямую военную помощь, ведя военные операции против общего врага. Вклад Советского Союза в общее дело союзников огромен: СССР сыграл решающую роль в обеспечении разгрома фашистских государств. Советский Союз показал образец честного, добросовестного отношения к выполнению своего союзнического долга, своих обязательств по сотрудничеству с участниками военной коалиции. Даже такой ненавистник Советского Союза, как английский премьер-министр военных лет Черчилль, и тот говорил: "На основании моего опыта, Союз Советских Социалистических Республик никогда не нарушал ни обязательств, ни договоров"85. Иначе относились к своим союзническим обязанностям Англия и США. Вначале они в интересах самосохранения помогали СССР, будучи уверенными, что СССР потерпит в войне поражение, затем помогали, рассчитывая на его крайнее истощение. Когда же к 1943 г. Период войны показал, что последовательное проведение в жизнь принципа мирного сосуществования целиком и полностью отвечает интересам как Советского Союза, так и мирового коммунистического движения. Значительно упрочились и расширились связи между советским народом и народами союзных стран; в западные государства широким потоком хлынула правда о советской действительности, в результате чего намного выросли дружественные чувства народов к социалистическому государству. Престиж Советского Союза значительно возрос. Сотрудничество с другими странами явилось определенной помощью Советскому Союзу в его войне против гитлеровской Германии и ее союзников. Это сотрудничество имело большое положительное значение для 83 "International Affairs", 1959, July, p. American Diplomacy, 1900 - 1950. Ослабив силы реакции, оно содействовало созданию благоприятных условий для победы социалистических революций в ряде стран Европы и Азии, для укрепления прогрессивных сил в капиталистическом мире, для развертывания успешной борьбы народов колониальных и зависимых стран за свою свободу. Крайне важным результатом борьбы Советского Союза за мирное сосуществование в этот период явилось то, что правящие круги стран антифашистской коалиции были вынуждены официально, хотя и не искренне, признать мирное сосуществование как норму отношений между Советским государством и капиталистическими странами. Это нашло свое отражение в документах, определявших систему послевоенного устройства мира, сформулированных ведущими участниками коалиции. Англия согласилась по договору от 26 мая 1942 г. Договор провозглашал верность сторон таким принципам мирного сосуществования, как территориальная неприкосновенность и невмешательство во внутренние дела, коллективная безопасность, соблюдение международных обязательств, сотрудничество на основе взаимной выгоды в экономических вопросах86. Эти принципы, хотя и в ограниченном виде, нашли отражение в советско-американском соглашении от 11 июня 1942 года. Московская декларация четырех великих держав о всеобщей безопасности от 30 октября 1943 г. Это явилось результатом как борьбы Советского Союза за сосуществование, так и огромной популярности этого принципа в народных массах капиталистических стран, что и определило согласие правящих кругов США и Англии с принципом сосуществования. Президент США Франклин Рузвельт, который, вероятно, искренне считал необходимым придерживаться принципа сосуществования, говорил в марте 1945 г. Мы лучше знаем друг друга... Никогда в истории еще не было случая, чтобы славные союзники были столь едины не только в целях войны, но и во взглядах на мир"87. Однако этим перспективам тесного послевоенного сотрудничества не суждено было осуществиться. По мере того как определялась победа над Германией, Италией и Японией и росли силы социализма в ходе войны, которая, по замыслам империалистических политиков, должна была привести к его удушению, все большее и большее влияние на политику Англии и США оказывало противоречие между социализмом и капитализмом. Черчилль был настолько встревожен укреплением социализма, что готов был весной 1945 г. Эта попытка не удалась, но она свидетельствовала о трудностях, которые должны были обнаружиться на путях борьбы СССР за мирное сосуществование в послевоенный период. В соотношении сил на мировой арене произошли большие изменения в пользу социализма. Советский Союз вышел из войны значительно более мощной державой, чем вступил в нее; теперь без него уже нельзя было решать ни один важный вопрос международных отношений. Социалистические революции в Европе и Азии привели к созданию содружества социалистических стран, которые руководствуются в своих отношениях с капиталистическими государствами принципом мирного сосуществования. Начался крах колониальной системы империализма, в результате чего на мировой арене появились новые государства, которые строят свои отношения с социалистическим миром на основе сосуществования. Успехи коммунистического движения в капиталистическом мире также содействовали борьбе за мирное сосуществование. В то же время лагерь капитализма стал слабее, его территория и человеческие ресурсы сузились, экономическое положение было неустойчивым, классовые противоречия росли. Усиление социализма и ослабление империализма вызвали новое обострение противоречия между социализмом и капитализмом. Правящие круги империалистических государств предпринимают лихорадочные попытки преодолеть или хотя бы сгладить разъединяющие их противоречия и объединить свои силы для совместной борьбы против социализма, за сохранение капитализма. При этом делается ставка на применение против стран социализма ядерного оружия. Он грозил сбросить на Россию бомбу, если русские будут слишком настойчивы... И именно ему принадлежит циничная фраза: "... А затем мы будем искать, куда же подевались эти русские"88. Однако научно-технические успехи СССР вскоре ликвидировали американскую монополию на ядерное оружие, позиции сторонников мира упрочились, и Черчилль, изложивший в марте 1946 г. В июне 1954 г. Кардинальное изменение соотношения сил в пользу социализма заставило Черчилля заговорить о сосуществовании. Однако политика США и всего возглавляемого ими блока империалистических держав была направлена на осуществление не сосуществования, а "тенденции, которая в конечном итоге должна была привести либо к уничтожению, либо к постепенному исчезновению Советской власти"91. В этих условиях в основе внешней политики Советского Союза по-прежнему лежал принцип мирного сосуществования. Сотрудничество в политической области с капиталистическим миром было значительно более широким, чем в довоенный период. СССР активно участвовал в подготовке мирных договоров с бывшими военными союзниками Германии, вел энергичную борьбу за мир в Организации Объединенных Наций, выступал с развернутыми предложениями о разоружении и запрещении ядерного оружия, настаивал на демократическом, мирном урегулировании с Германией. Triumph in the West, 1943 - 1946. The Tragedy of American Diplomacy. В ответ на создание империалистическими кругами агрессивного блока НАТО народы организовали мощное движение сторонников мира, являющееся характерной чертой мировой обстановки послевоенных лет. Это движение разделяет идею мирного сосуществования государств с различными социальными системами. Коммунистическая партия и Советское правительство выступали за широкое развитие экономического сотрудничества с буржуазными государствами. Однако, как и в политической области, эти усилия дали меньшие, чем объективно было возможно, результаты из-за стремления правительств США, Англии, Франции и ряда других стран ограничить торговлю с СССР с целью причинить ему этим путем ущерб. На этот раз империалистические круги в борьбе против социалистического государства шли на значительно больший экономический урон, чем в 30-х годах. Культурное сотрудничество с капиталистическими странами имело место, однако использование империалистическими кругами культурных связей в целях "холодной войны", а также условия культа личности Сталина не содействовали развертыванию этого вида сотрудничества. Отрицательное влияние культа личности Сталина на мирное сосуществование в этот период было значительно большим, чем в довоенные годы. Сталин весьма ограничительно толковал мирное сосуществование и не уделял борьбе за его проведение в жизнь необходимого внимания. Вредное влияние культа личности сказывалось на всех сторонах жизни нашего общества, в частности и в области конкретной внешней политики. Примером могут служить действия, приведшие к значительному ухудшению советско-турецких отношений. В годы второй мировой войны Турция, официально придерживаясь нейтралитета, занимала враждебную в отношении СССР, позицию и содействовала определенным образом гитлеровской Германии. Справедливая озабоченность Советского Союза тем, чтобы в будущем черноморские проливы не были использованы в ущерб его безопасности, заставила Советское правительство предложить пересмотреть конвенцию о режиме черноморских проливов, заключенную в 1936 г. К сожалению, к обоснованным мотивам примешались ошибочные дипломатические действия, порожденные культом личности Сталина. В предложении, обращенном к Турции, не учитывалась позиция турецкого правительства в деле обеспечения безопасности проливов. К тому же в Грузии и Армении были выдвинуты и широко популяризировались в печати территориальные претензии к Турции. Таким образом, с нашей стороны были допущены неуместные заявления, которые содействовали омрачению советско-турецких отношений. В мае 1953 г. Советское правительство исправило допущенную ошибку, заявив Турции, что оно считает возможным обеспечение безопасности СССР со стороны проливов на одинаково приемлемых для Советского Союза и Турции условиях и что в интересах мира и поддержания добрососедских отношений правительства Армении и Грузии отказались от территориальных претензии к Турции92. Следует, однако, отметить, что СССР не встретил со стороны Турции ответных шагов, направленных на восстановление дружественных связей. Советская внешняя политика послевоенного периода постоянно подвергается нападкам со стороны буржуазной историографии. Страсти, порожденные "холодной войной", делают эти нападки особенно злобными. Флеминг писал в июне 1960 г. Подозрительность, ненависть и страх господствовали в наших умах"93. Это правильно и в отношении буржуазных историков и публицистов других стран. Фальсификация истории советской внешней политики этого периода и принципа мирного сосуществования идет по нескольким линиям. Предпринимаются настойчивые попытки доказать, что советская внешняя политика на втором этапе общего кризиса капитализма не знала принципа мирного сосуществования, что этот принцип выдвинут Советским Союзом позднее, во второй половине 50-х годов94. Одновременно прилагаются усилия, чтобы, используя события этого времени, доказать невозможность мирного сосуществования буржуазных государств со странами социализма. Большие силы тратятся на то, чтобы исказить конкретные внешнеполитические действия СССР и таким образом "фактами" "доказать", что Советский Союз не стремился к сосуществованию, а вел агрессивную в, отношении капиталистического мира политику. Кеннан, например, утверждает, что с 1945 по 1953 г. Если применительно к первым годам существования Советской власти буржуазные историки предпочитают искать корни "агрессивности" советской политики в концепции мировой революции, безосновательно приписываемой ими Коммунистической партии, то, когда речь заходит о периоде после второй мировой войны, они пытаются доказать существование ими же выдуманной преемственности между политикой царской России и политикой Советского Союза. И та и другая политика, утверждают эти фальсификаторы, агрессивная, империалистическая. Одни это делают прямолинейно, грубо, другие, вроде Кеннана, подводят читателя к этой мысли осторожно. Кеннан, например, говоря о советской внешней политике, утверждает фактам вопреки, что "с русскими правительствами всегда было трудно иметь дело". Он предлагает читателю обратиться к любой эпохе и приводит подходящую для его замысла цитату из заявления Теодора Рузвельта английскому послу в Вашингтоне во время русско-японской войны96. Этим путем Кеннан перекидывает мостик от внешней политики царского правительства к политике Советского правительства. С середины 50-х годов, наступил новый этап в истории принципа мирного сосуществования, хронологически совпавший с третьим этапом общего кризиса капитализма. Последнее десятилетие, отметил Л. Важнейшей особенностью этого периода является то, что мировая социалистическая система уверенно движется к победе в экономическом соревновании с капитализмом, ее воздействие на ход мировой истории в интересах мира, демократии и социализма все более возрастает. В то же время капиталистический мир слабеет, от него откалываются все новые страны, продолжается распад колониальной системы 93 D. Russia and the Soviet Union. Главным противоречием в этот период является противоречие между социализмом и империализмом. В январе 1963 г. Быстро теряющий свои силы и позиции империализм не желает уйти со сцены без отчаянной борьбы, любыми средствами он стремится продлить свое существование на земле. От исхода борьбы двух мировых систем в решающей степени зависят судьбы мира, демократии и социализма. Главный вопрос, поставленный второй мировой войной, состоит в следующем: какой из этих флагов будет спущен? Суждено ли будущему увидеть Pax Americana американский мир или Pax Tataria татарский мир? Противоречие между социализмом и империализмом не снимает глубоких противоречий, разъединяющих капиталистические страны. Конец 50-х и начало 60-х годов отмечены дальнейшим обострением этих противоречий. Огромное значение для судеб человечества и для принципа мирного сосуществования имеет то обстоятельство, что во второй половине 50-х годов военная мощь социалистической системы сравнялась и даже несколько превзошла силы лагеря капитализма. Хрущев говорил в сентябре 1961 г. Я с ним согласился, хотя внутренне и думаю, что мы все же сильнее"100. Крайне важное признание со стороны правительства США вырвано у американских империалистов ходом современной истории. А история показывает, что в течение последних лет все главные агрессивные и контрреволюционные акции империализма закончились его поражением. Небольшие и временные успехи контрреволюции значительно реже сопутствуют политике империализма, чем крупные поражения. Мечты США и Англии об установлении своего мирового господства и ликвидации социализма средствами ядерного оружия должны быть оставлены навсегда. Теперь обстоятельства и силы изменились, теперь, как пишет один из лидеров Английской компартии, Палм Датт, "диалог должен идти между равными"101. А это имеет огромное значение для дела мира, для обеспечения мирного сосуществования. Ныне социализм и другие силы, заинтересованные в мирном сосуществовании, в состоянии заставить агрессивные империалистические круги принять этот принцип. Никогда ранее в истории борьбы нашего государства за мирное сосуществование не было такого соотношения сил, мы всегда были слабее, а это серьезно ограничивало наши возможности. Хрущев в августе 1961 г. Он проводил такую политику в отношении всех государств, которые были не согласны с империалистическими притязаниями Соединен- 98 "Look", January 15, 1963. The Decisives Buttles of the Western World. Это был откровенный атомный шантаж, и с ним приходилось тогда считаться потому, что мы не обладали достаточными средствами отпора, а если и обладали, то не в таком количестве и не такой силы, которой располагали наши противники. Однако сейчас положение в корне изменилось. И надо сделать конкретные выводы из признания того факта, что капиталистические страны не в состоянии навязать нам силой свое мировоззрение, свой образ жизни, заставить социалистические страны повернуть вспять"102. Теоретические выводы из сложившегося ко второй половине 50-х годов соотношения мировых сил применительно к проблеме мирного сосуществования были сделаны Коммунистической партией в решениях ее XX и XXII съездов, в новой Программе партии и выступлениях Н.

Принципы международного права Принцип мирного разрешения споров закреплен в п. Принципы международного права Этот принцип по своему содержанию тесно связан с принципом неприменения силы и угрозы силой. Их становление происходило практически одновременно. На I и II Гаагских конференциях мира в 1899 г.

Политика мирного сосуществования: смысл и значение

В Декларации тысячелетия ООН подчеркивается: "Различий внутри обществ и между ними не следует бояться, не следует их и подавлять, их надо беречь как ценное достояние человечества". Принцип мирного сосуществования сыграл важную роль в становлении основных принципов международного права, в первую очередь принципов неприменения силы и сотрудничества. Мир и сотрудничество неразделимы. Мир - необходимое условие сотрудничества, а без сотрудничества государств мир не может быть обеспечен. Для обеспечения мира и сотрудничества существенное значение имеют аспекты мирного сосуществования, отраженные в принципах суверенного равенства, самоопределения, невмешательства, уважения прав человека. Органична связь принципа мирного сосуществования с принципом добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Мирное сосуществование - необходимое условие верховенства права, эффективности международного правопорядка.

Ряд исследователей считают сталинизм одной из... Пролетарский интернационализм — марксистская концепция интернационализма, подчеркивающая единство интересов трудящихся классов разных стран. Согласно этой концепции, угнетённые классы пролетарии сходны в своих задачах, заключающихся в необходимости свержения эксплуататоров например, знаменитый лозунг «Манифеста коммунистической партии» «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Классики марксизма подчеркивали, что межнациональные проблемы отступают на второй план по сравнению с классовыми задачами... Коммунистическая, или социалистическая, революция — социальная революция, осуществляющая переход от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической.

Теория волн демократизации — это концепция в политических науках, суть которой состоит в том, что распространение демократии в мире происходило «волнами», которые затрагивали на своем этапе разные группы стран. Хантингтону «волна» демократизации — это «совокупность происходящих в некий промежуток времени транзитов от недемократических к демократическим режимам, когда число таких транзитов значительно превосходит число осуществленных в тот же временной отрезок переходов в противоположном направлении... Упоминания в литературе Наличие в мире множества террористических организаций и их активизация отражают процесс усложнения международных противоречий, возникновение и существование многоплановых международных конфликтов, вовлечение в них все большего числа этносов, государств и конфессий. И хотя в наше время человечество в целом пришло к пониманию того, что разумной альтернативы мирному сосуществованию нет, наличие в мире множества нерешенных вековых конфликтов[2] всегда будет ставить под сомнение это убеждение. Вековые конфликты, лежащие в основе многих современных проявлений террора и терроризма, будучи передаваемы от поколения к поколению на уровне коллективного бессознательного, постоянно содрогают и, к сожалению, еще долго будут содрогать человечество войнами, актами террора и терроризма, изобретая для этого все новые виды оружия.

Взрывы домов в городах России в сентябре — октябре 1999 года, события, произошедшие 23 октября 2002 года в Доме культуры шарикоподшипникового завода в Москве, 11 сентября 2001 года в США, 12 октября 2002 года на острове Бали Индонезия , 15 и 20 ноября 2003 года в Стамбуле[3], Бесланская трагедия 1—3 сентября 2004 года и др. Следовательно, ни один человек не может считать свою безопасность безусловной. Салман Дикаев, Террор, терроризм и преступления террористического характера, 2006 Зарубежные аналитики-советологи и «кремленологи» не могли не обратить внимания и на заявление Андропова о том, что «Весь ход исторического развития, особенно за последние десятилетия, показывает, что в странах капитала социальные задачи рабочего класса, завоевывая поддержку самых широких слоев народа, приобретают тем самым все более общенациональный характер. Вместе с тем для коммунистов совершенно очевидно, что подлинно национальные задачи не могут быть успешно решены в отрыве от решения интернациональных проблем, что национальные интересы каждого народа не могут быть отделены от интересов всего прогрессивного человечества… Наиболее рельефно необходимость такого сочетания обнаруживается в борьбе за мир и мирное сосуществование стран с различным социальным строем». Олег Хлобустов, Парадокс Андропова.

СССР — наряду с США — играл ведущую роль в мировой политике и в военной сфере, но из-за автаркического характера советской экономики был слабо интегрирован в мирохозяйственные связи. Политическая система требовала жесточайшей централизации и подробной регламентации всех контактов с внешним миром. Господствовавшая идеология постулировала, что «мирное сосуществование двух противоположных общественно-экономических систем является специфической формой классовой борьбы». Советская внутренняя и внешняя политика была прямой антитезой интеграции. Дмитрий Тренин, Интеграция и идентичность: Россия как «новый Запад», 2006 Политический вызов западному господству был официально сформулирован в «Декларации о содействии всеобщему миру и сотрудничеству», провозгласившей знаменитую концепцию «мирного сосуществования», отвергающую, по сути, все традиционные политические инструменты эпохи классического капитализма.

Для вождизма характерна личная преданность одному человеку — вождю, признанному идейному руководителю в жёстко централизованных структурах государстве, партии. Советская империя — политическое клише, неформальная характеристика влияния Советского Союза на ряд независимых государств, данная его противниками в Холодной войне. В данном контексте вооружённые столкновения в Венгрии и Чехословакии интерпретируются как стремление части местных элит ослабить это влияние. Буржуазная демократия — в «левом», особенно марксистском обществоведении обозначение формы политического строя, основанного на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан при реальном господстве буржуазии. Во время усиления колониальной экспансии со стороны европейских держав и США в последней трети XIX века, использование слова «империализм» практически совпадало с использованием слова «колониализм...

Ревизионизм от англ. В своем строгом и точном смысле обвинение в ревизионизме сводится к отказу от исходного для марксизма метода материалистической диалектики или утверждению неких взглядов, противоречащих ему. На практике обвинение в ревизионизме часто имело конъюнктурное содержание. Впервые оно было использовано... Лениным в развитие марксизма.

Термин «ленинизм» введён в оборот И. Сталиным в классическом определении 1926 : «Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции».

Политика мирного сосуществования применяется на практике различными странами и международными организациями. Единственным политическим направлением, которое провозглашает политику мирного сосуществования как основную принципиальную доктрину, является политика мирного сосуществования. Он был разработан в СССР во времена Холодной войны и предлагает негативную сторону конфликта, отвергая принцип силы и запрещая военную интервенцию во внутренние дела другого государства. Определение и принципы Принципы политики мирного сосуществования включают: Ненасилие и невмешательство — государства должны воздерживаться от использования силы и невмешательства во внутренние дела других государств. Уважение суверенитета — государства должны признавать и уважать право других государств на самоопределение и независимость. Непрерывное диалог и сотрудничество — государства должны вести открытый диалог и сотрудничество в решении общих проблем и конфликтов. Справедливость и равноправие — политика мирного сосуществования должна основываться на принципах справедливости и равноправия для всех государств.

После смерти Мао китайцы смягчили свою линию, но никогда не поддержали взгляды своих соперников. В конце 1970-х и 1980-х годах концепция мирного сосуществования была расширена до рамок для всех суверенных наций. В 1982 году Пять принципов были вписаны в Конституцию Китайской Народной Республики, которая утверждает, что обязана ими в своих международных отношениях. Пять принципов мирного сосуществования, продвигаемые Китаем: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности взаимное ненападение невмешательство во внутренние дела друг друга равенство и взаимная выгода мирное сосуществование Китайская концепция мирного сосуществования имеет три важных последствия. Прежде всего, в отличие от советских концепций середины 1970-х годов, китайские концепции включают поощрение глобальной свободной торговли.

Во-вторых, китайская концепция мирного сосуществования делает большой упор на национальный суверенитет и территориальную целостность, и поэтому действия Соединенных Штатов по продвижению своих интересов рассматриваются в этих рамках как враждебные. Наконец, поскольку КНР не считает Тайвань суверенным государством, концепция мирного сосуществования не распространяется на Тайвань, и усилия других стран, особенно Соединенных Штатов, по вовлечению себя в отношения между КНР и Тайванем являются рассматривается как враждебные действия в этой структуре. Использование в современной дипломатии В последнее время эта фраза приобрела популярность за пределами использования коммунистической фразеологии и была принята более широким дипломатическим миром.

Что значит мирное сосуществование

Неприятие общественного строя друг друга часто приводило к дипломатическим конфликтам. В 1920-х гг. СССР был участником трёх международных конфликтов — в 1923, 1927 и 1929 гг. Консервативные политики западных стран пытались оказывать давление на советское правительство, угрожая разрывом торговых отношений. Так, в мае 1923 г. В составленном министром иностранных дел Великобритании Джорджем Керзоном ультиматуме предъявлялись следующие требования к советской стороне: прекратить антибританскую пропаганду в Персии, Афганистане и Индии; остановить религиозные преследования в СССР; освободить британские рыболовецкие суда, экипажи которых были задержаны в Баренцевом море как шпионы. На выполнение этих требований британское правительство давало 10 дней. Через два дня в Швейцарии на международной конференции в Лозанне был убит советский дипломат Вацлав Воровский, что только обострило конфликт. В западных странах коммунистические партии также организовывали демонстрации под лозунгом «Руки прочь от Советской России!

Общий вид демонстрации протеста против ультиматума Керзона. СССР, г. Фотография Н. Петрова Советские газеты публиковали гневные отзывы граждан на ультиматум Керзона и карикатуры на самого британского министра. Был инициирован сбор денег на создание боевой авиации, одна из эскадрилий которой была названа «Ультиматум». Тогда же появилась известная песня «Марш авиаторов», в которой есть такие строки: И, верьте нам, на каждый ультиматум Воздушный флот сумеет дать ответ. Плакат на обложке журнала «Вестник воздушного флота», 1923 г. Были оговорены также взаимные обязательства не вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Обе страны посчитали данный инцидент исчерпанным. Курс британских консерваторов на конфронтацию с СССР не получил поддержки ни внутри страны — на ближайших парламентских выборах в декабре 1923 г. В 1927 г. В феврале 1927 г. Советское руководство отказалось выполнять эти требования и развернуло массовую пропаганду против Великобритании под лозунгом — «Наш ответ Чемберлену! Были выпущены плакаты и карикатуры с этим лозунгом, а также организован сбор денежных средств на строительство воздушного флота под таким же названием. ЦК ВКП б выступил с обращением к рабочим и крестьянам, в котором призывал весь народ готовиться к отражению империалистической агрессии. Всюду проводились митинги и собрания, на которых населению разъясняли международную обстановку.

Советский плакат. Ещё больше ситуация обострилась после того, как в мае 1927 г. Советское правительство выступило с нотой протеста, британское в ответ заявило о разрыве дипломатических отношений. Их восстановление произошло только в 1929 г. События 1927 г. СССР установил дипломатические отношения с Китаем: советское правительство отказывалось от всех неравноправных соглашений, заключённых царским правительством. В это время в Китае не было центрального правительства, так как в стране шла гражданская война: на юге страны действовало правительство Гоминьдана — национальная партия Китая, созданная в 1912 г. СССР поддерживал Гоминьдан, который выступал в союзе с китайской коммунистической партией: в Китай направлялись продовольствие, оружие, денежные средства.

Кроме того, в Китае действовала группа советских военных советников во главе с одним из военачальников времён Гражданской войны, действовавшим на Дальнем Востоке, В. Они помогли реорганизовать Национальную армию Китая, которая одержала ряд побед над противниками в 1926—1927 гг. Однако после смерти Сунь Ятсена во главе Гоминьдана встал маршал Чан Кайши, который начал открытую вооружённую борьбу с коммунистами. Советские военные специалисты были вынуждены покинуть Китай. В 1928 г. Китайская сторона любыми способами пыталась получить в единоличное пользование КВЖД, устраивая провокации. Так, в декабре 1928 г. Летом 1929 г.

СССР разорвал дипломатические отношения с Китаем. Последний предпринял ответный шаг — к КВЖД начали стягиваться китайские войска, которые совершали налёты на советскую территорию и устраивали провокации на границе. В результате ряда успешных операций ОДВА в октябре — ноябре 1929 г. Военные действия советских и гоминьдановских войск на КВЖД в 1929 г. В декабре 1929 г. В итоге к концу 1920-х гг. СССР значительно укрепил своё международное положение: удалось не только выйти из дипломатической изоляции, но и заключить экономические и политические соглашения со многими странами мира. Однако идеологическое противостояние двух общественных систем — социализма и капитализма — зачастую приводило к обострению отношений между странами: временный разрыв отношений с Великобританией, военный конфликт с Китаем.

Но в итоге конфликты сменялись новыми соглашениями, так как каждая из сторон понимала, что необходимо развивать экономические связи.

Одной из важных ролей политики мирного сосуществования является предотвращение конфликтов и поддержание безопасности в мировом масштабе. Мирное сосуществование позволяет странам находить общий язык, разрешать возникающие разногласия и проблемы путем диалога и переговоров, а не через вооруженные конфликты. Кроме того, политика мирного сосуществования способствует развитию экономического сотрудничества между государствами, что ведет к укреплению взаимной зависимости и улучшению условий жизни для населения. Гражданский мир и стабильность способствуют развитию торговых и культурных связей между странами, а также обмену опытом и знаниями в различных областях. Политика мирного сосуществования также играет роль в решении глобальных проблем, таких как изменение климата, терроризм, международная миграция и распространение оружия массового поражения. Сотрудничество и координация усилий между государствами могут помочь в решении этих сложных и масштабных проблем, которые невозможно решить в одиночку.

Таким образом, политика мирного сосуществования играет важную роль в современных международных отношениях. Она способствует установлению и поддержанию мира и стабильности, развитию экономического сотрудничества, решению глобальных проблем и созданию более безопасного и справедливого мира для всех народов. Стратегии и принципы политики мирного сосуществования Одной из ключевых стратегий политики мирного сосуществования является диалог. Она подразумевает развитие открытого и конструктивного общения между государствами. В рамках диалога страны ищут компромиссы, примиряют свои интересы и решают конфликты мирным путем. Еще одной важной стратегией является стремление к установлению доверия между государствами. Доверие является основой для развития и поддержания стабильных и долгосрочных отношений.

Для этого государства должны выполнять свои обязательства, соблюдать принципы международного права и взаимно уважать свои интересы и суверенитет. Еще одной стратегией политики мирного сосуществования является участие в международных организациях и международном сотрудничестве. Государства, принимая участие в международных структурах, имеют возможность решать спорные вопросы и проблемы совместно с другими участниками. Такой подход позволяет достичь мирных и справедливых решений, основанных на коллективном взаимодействии. Политика мирного сосуществования также основана на нескольких принципах. Один из них — невмешательство во внутренние дела других государств. Этот принцип закреплен в Уставе Организации Объединенных Наций и определяет, что каждое государство имеет право на свободу и независимость и должно уважать эти права у других государств.

Основные принципы: отказ мира от войны как средства разрешения спорных вопросов между государствами; приоритет переговоров перед любыми другими способами решения проблем. В годы Холодной войны за мирное существование и против войны выступало также демократическое и антиимпериалистическое движение, созданное в 1949 году в Варшаве, то есть в социалистической Польше.

Данная концепция, предложенная Чжоу Эньлаем 1898-1976 в 1953 г. Используя эту концепцию, Китайская Народная Республика стремилась наладить отношения со странами Азии для пропаганды своих идей и убедить руководителей этих стран в том, что Китай не ставит своей задачей вмешательство в их внутренние дела. Уже в 1982 г. Для нынешнего Китая «Пять принципов мирного сосуществования» — это концепция, которая способствует формированию позитивного, миролюбивого образа страны с целью развенчания мифа о так называемой «китайской угрозе» Чжунго вэйсе. Рассмотрим подробнее содержание и значение «Пяти принципов мирного сосуществования». Взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета Данный принцип изначально предусматривал отказ от прямого военного вмешательства одного актора во внутреннюю территорию другого. В современных условиях этот принцип получил более актуальное и широкое содержание. Он подразумевает уважение территориальной целостности и суверенитета государства, проявляющегося в дипломатическом взаимодействии, в двухсторонних отношениях. По мнению российских исследователей Т. Колгушкина и Е.

Паймаковой, этот принцип направлен на «устранение "критических" вопросов во внутренней политике, связанных с проблемой территориальной принадлежности например, вопрос Тайваня » [15, р. Выступая на Международном симпозиуме по пяти принципам мирного сосуществования в 2004 г. Международное сообщество может протянуть руку помощи, когда это необходимо, но это должно быть сделано в соответствии с признанными нормами международного права, при уважении национального суверенитета и с четкой санкции Совета Безопасности ООН»2. Взаимное уважение принципа территориального суверенитета и принципа ненападения — два принципа, не только защищающие независимость и целостность суверенитета страны, но и гарантирующие общую безопасность региона. Ненападение Принцип ненападения изначально предполагает отказ от нападения стран друг на друга, отказ от военных действий между государствами. Позиция Китайской Народной Республики по этому принципу заключается в следующем: страна ориентирована в военном отношении на проведение только оборонительной политики, а также на неучастие в гонке вооружения. Китайская Народная Республика активно выступает против распространяющего мифа со стороны западных стран о так называемой «китайской угрозе». Свою внешнюю политику Китай осуществляет только дипломатическими мерами, избегая прямых столкновений с другими государствами. Таким образом реализуя так называемое «мягкое балансирование» [3, с. Данный «мирный» подход реализуется во внешнеполитической практике.

Китайская Народная Республика выступает как активный сторонник разрешения конфликтов и споров между государствами исключительно мирным путем, путем переговоров. В Организации Объединенных Наций Китай при голосовании по резолюциям о принятии санкций или гуманитарному вмешательству часто занимает нейтральную позицию. Невмешательство во внутренние дела друг друга Невмешательство во внутренние дела друг друга является одним из ключевых требований для урегулирования международных отношений. Внутренние дела — это, по сути, осуществление государством верховной власти над территорией, находящейся под его юрисдикцией. Однако мы должны также учитывать, что «внутренние дела» — это отнюдь не чисто территориальное понятие, определенные действия страны в пределах своей собственной территории также могут нарушать международное право. Если западные эксперты иногда оправдывают вмешательство и считают, что «гуманитарное вмешательство» является законным, то, с китайской точки зрения это является неприемлемым: если страна произвольно судит о нарушении другой страной «основных прав человека» по ее собственным стандартам, а затем производит вмешательство, то это неизбежно приведет к хаосу в международных отношениях. В современных условиях принцип невмешательства во внутренние дела друг друга следует трактовать как основной для Китайской Народной Республики. По этому принципу исключается любая риторика, касающаяся принятия внутренних политических решений в Китае, а также происходит исключение ее из обсуждения с другими странами и включение ее в международную повестку дня. Равенство и взаимная выгода Характерное для руководства США и их союзников понимание геополитики как Игры с нулевой суммой несовместимо с выдвинутой председателем КНР концепцией Сообщества единой судьбы человечества [4, с. Игра с нулевой суммой — это, согласно теории игр, антагонистическая игра, в которой выигрыш одного игрока равен проигрышу другого [Там же, с.

Принцип «равенство и взаимная выгода» предполагает ориентацию Китайской Народной Республики на равные партнерские отношения со всеми государствами мира, независимо от экономического, социального, политического уровня развития, роли в международной системе, положения на мировой арене. Мирное сосуществование Принцип мирного сосуществования является основополагающим для Китайской Народной Республики и включает в себя все четыре принципа, рассмотренные выше. В его основу положена идея существования мира в условиях конкуренции, но без военных действий. Мир — это основа развития, а развитие — это основа мира. Мирное сосуществование должно включать в себя следующее: - страны должны жить в мире друг с другом, включая мирное сосуществование между странами, принимающими различные социальные системы и идеологии; - мирное развитие взаимоотношений между странами и содействие сотрудничеству; - решение международных споров мирным путем. В основе «Пяти принципов» лежит одна из ключевых идей конфуцианского учения — «дорожить миром». В свою очередь, «Пять принципов мирного сосуществования» полностью ориентированы на строительство новых отношений в международной политике. Эти отношения основаны на принципах взаимного уважения и равенстве в мировом сообществе и направлены на строительство новой модели мира — «гармоничного мира». Конфуцианство утверждает, что гармония — это самое важное в управлении страной и в межличностных отношениях. Гармония представляет собой наивысшую ценность — ли чжи юн, хэ вэй гуй , однако следует отметить специфическое понимание этого понятия в конфуцианстве.

Под гармонией понимается «гармония, но не единообразие» [16]. В «Аналектах Конфуция» высказывается мысль о том, что благородный муж [человек] находится в согласии с другими людьми, при этом имея разные взгляды. Низкий человек подстраивается [под других], но не в гармонии [с ними]. Благородный муж цзюнь-цзы является в конфуцианстве нормативной личностью, совершенным прежде всего с моральной точки зрения , гуманным человеком.

Преемственность и противоборство

  • § 12. Принцип мирного сосуществования
  • Мирное сосуществование — Карта знаний
  • Внешнеполитическая программа «мирного сосуществования»
  • Забытая концепция мирного сосуществования двух систем - АНТИФАШИСТ

Мирное сосуществование: причины, характеристики и последствия

Пять принципов мирного сосуществования Особенности и принципы мирного сосуществования. Уважение к суверенитету и независимости: мирное сосуществование базируется на признании права каждого государства на свою территориальную целостность, политическую независимость и внутренние дела.
Мирное сосуществование | История Вики | Fandom Господствовавшая идеология постулировала, что «мирное сосуществование двух противоположных общественно-экономических систем является специфической формой классовой борьбы».
Что значит мирное сосуществование Сам термин «мирное сосуществование» в Уставе ООН не употребляется, но идея мирного существования государств, независимо от их экономических, социальных и политических систем проходит через него красной нитью.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий